Уже не первый год в нашем «Киномаксе» демонстрируются уникальные документальные фильмы-выставки, записи исторических концертов культовых исполнителей, драматические, оперные и балетные спектакли. В разное время любители этих сеансов имели возможность оценить проекты Фила Грабски, его ленты «Микеланджело: Любовь и смерть», «Сезанн. Портреты жизни», «Гойя: Образы из плоти и крови», «Сад художника. Американский импрессионизм». На сцене шекспировского «Globe» и «Royal Shakespeare Company» (на языке оригинала с русскими субтитрами) уже не раз разыгрывались вечные «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Гамлет» и «Сон в летнюю ночь». Прочтения Доминика Дромгула и Саймона Годвина, академические и современные, чередовались с оригинальными постановками Дмитрия Чернякова и Мэтью Борна. Нью-Йоркский «Met», Парижская «Comédie-Française», Зальцбугский и Байрейтский фестивали оказались буквально на расстоянии вытянутой руки.
Эта осень тоже не разочаровала. Уже случился Евгений Цыганов в смелой фантазии Дмитрия Крымова о природе «театра в театре» («Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»). Сразил «наповал» шведский «Щелкунчик» Фридерика Ридмана, в котором классический балет неожиданно соединился с уличными танцами: это действительно была «перезагрузка». В «Лебедином озере» Анджелена Прельжокажа музыку Чайковского также «разбавили» авангардными фрагментами. А как же иначе можно было бы представить современную «золотую молодежь» и разворот нефтяного бизнеса на берегу экологически чистой зоны?!
Настоящим «культурным шоком» неизменно становятся балеты одного из лучших хореографов мира Бориса Эйфмана. Спутниковые каналы уже не раз повторили его впечатляющую версию «Евгения Онегина». «Роден, её вечный идол» в ближайшее время «вживую» увидят в Казани, куда театр отправляется на гастроли. Даже в родном Питере экранную версию «Родена» показывать не планируют, а собственная сцена театра Эйфмана в северной столице невелика для демонстрации больших массовых сцен. Постановку «Роден, ее вечный идол» уже вывозили для зрителей ведущих театральных площадок Мадрида, Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Будапешта, Вены, Берлина, Пекина. Гениальный балетмейстер специально отредактировал свой спектакль для широкоэкранного показа. Кроме того, к работе был привлечен высококлассный итальянский оператор-постановщик Даниэле Наннуцци, автор более тридцати работ, художественных и документальных. Их совместный фильм-балет превратился в самоценное произведение искусства.
Творения Эйфмана – это психологические исследования, выполненные языком современного танца. Ему интересны сильные человеческие чувства, их созидательная и разрушительная энергия, страстные проявления Любви, Ненависти, Одержимости. История любви Огюста Родена и Камиллы Клодель, составлявших одно целое на протяжении многих лет, разрыв отношений и дальнейшее безумие Камиллы стали основой сюжетной линии спектакля.
Огюст Роден, выдающийся скульптор, современник Шопена, Листа, Шумана, Дебюсси и Равеля, создатель новой современной пластики. Его искусство расположено в пограничном стилевом пространстве – между реализмом, романтизмом, символизмом и импрессионизмом. В балете наглядно показано, как скульптор ищет неожиданные, максимально усложненные положения человеческого тела, а затем хореограф, словно следуя за ним, заставляет замирать в неподвижности солистов.
Борис Эйфман видит много общего в судьбах творцов, без остатка посвятивших свою жизнь искусству. «В истории жизни великого скульптора и его музы Камиллы Клодель меня привлекла, прежде всего, тема жертвенного творческого труда, самоотречения, которое уготовано любому художнику. Как человек, проводящий по 12 часов в балетном зале, я очень хорошо понимаю, что служение высокому искусству – это не парение в облаках, а безостановочный каторжный труд. Отказ от многих повседневных благ и радостей, доступных другим. Конфликты и терзания, наполнявшие жизнь Родена, – словно зеркало, отражающее мой собственный путь», – признается он в одном из своих интервью.
Получивший образование в Ленинградской консерватории, Эйфман прекрасно знает музыку. При том, что партитуры его балетов неизменно представляют собой компиляцию из разных текстов, в них абсолютно «нет швов»: музыка льется, как если бы это было одно целое. Чайковский, Мусоргский, Вагнер, Россини, Моцарт, Сен-Санс, Массне, Равель – вы можете попробовать себя в предлагаемых им викторинах!
И как же приятно видеть среди редких посетителей знакомых музыкантов, наших педагогов и выпускников консерватории! У некоторых из них был шанс оказаться на Брегенцском фестивальном представлении «Риголетто». Он проводится ежегодно летом на Боденском озере, в Предальпах, на границе Швейцарии, Германии и Австрии. Сцена театра – на воде, зрительная вместимость – 7000 мест. Режиссеры постановки Филипп Штёльцель и Феликс Брайзах перенесли психологическую драму итальянского маэстро в современное цирковое пространство, так что можно было сравнить недавнюю премьеру в Астрахани с европейским решением.
Мощное впечатление оставил драматический балет Джона Ноймайера «Нижинский», поставленный на музыку Шумана, Шопена, Римского-Корсакова и Шостаковича. Интернациональная труппа Гамбургского театра мастерски сумела перенестись в другую эпоху, воссоздавая программы знаменитых Дягилевских сезонов. «Петрушка», «Фавн», «Шехеразада», «Видение розы» предстали в реконструированных хореографом костюмах и декорациях Бакста и Бенуа. Исполнитель главной партии Иржи Бубеничек, представший в роли «Бога танца» Вацлава Нижинского, совершает настоящий подвиг, погружаясь в сложнейший мир творца, влюбленного и безумца. Это надо было видеть!
Парижский театр, по-прежнему более активно культивирующий балетные спектакли, радует нуреевской версией «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Знаменитый артист поставил его на главной французской сцене еще в 1984 году, усложнив партию главного героя («под себя»). Уже не одно поколение танцоров-виртуозов повторяли эти па. Главный виртуоз современной труппы Матиас Хейманн и миниатюрная Мириам Улд-Брахам, напоминающая знатокам утонченных балерин начала ХХ века, – новые Ромео и Джульетта, рядом с которыми появляются Стефан Бюльон (Тибальт) и Франческо Мура (Меркуцио). Кинематографические приемы, очевидные в постановке, убеждают в знании законов экранного искусства и интересе к нему у Рудольфа Нуреева, сумевшего дерзкими штрихами сделать классический балет ближе к шекспировскому театру.
В режиме ожидания остаются «Отелло», «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь» великого английского драматурга (знаменитая сцена Globe), «Галантные Индии» Жана-Филиппа Рамо, «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка, «Ноймайер: Рождественская оратория Баха», но и они в рамках российского проекта «Культура» до конца декабря уже будут показаны в «Ярмарке».
«Везде поспеть немудрено», – как сказал поэт. Иметь или не иметь, решает каждый для себя сам. Конечно, следует фильтровать предлагаемые программы, но отказываться от лучших мировых спектаклей вряд ли стόит. Удастся ли кому лично попасть на постановки в Ковент-Гарден, Гранд-Оперá, Метропόлитен – большой вопрос! Конечно, можно выбрать платный он-лайн просмотр, но вряд ли у кого найдутся такой экран и звук, как в Киномаксе… А потому театр HD ждет Вас! Пушкинская карта принимается.
Светлана Степановна Севастьянова
Преподаватель ПЦК «Теория музыки»