Главная » История колледжа

История колледжа

   Содержание:

 

Начало пути

История музыкального училища – ныне музыкального колледжа — началась более ста лет назад, задолго до его официального открытия. Важным шагом на пути к созданию училища в Астрахани стала организация и работа музыкальных классов. Они были открыты в 1889 году при Музыкально-драматическом обществе, переименованном в 1891 году в Астраханское отделение Императорского Русского музыкального общества.

В музыкальных классах работали видные музыканты. Среди них – пианисты: В.К. Минус, рекомендованный А.Г. Рубинштейном и Л.А. Максимов, выпускник Московской консерватории, учившийся у Н.С. Зверева вместе с С.В. Рахманиновым и А.Н. Скрябиным, а в дальнейшем – у А.И. Зилоти. Заведовать музыкальными классами в Астрахань был приглашен Н.Л. Линев, который вскоре представил проект реорганизации классов в музыкальное училище.

В 1897-1899 годах музыкальными классами заведовал Ф.Ф. Кенеман, ученик Н.С. Зверева, В.И. Сафонова, М.М. Ипполитова-Иванова и С.И. Танеева, впоследствии профессор Московской консерватории, друг и аккомпаниатор Ф.И. Шаляпина. Кенеман был направлен в Астрахань дирекцией РМО после окончания Московской консерватории. Этот добрый и отзывчивый человек покорил астраханцев своей энергией, работоспособностью и артистизмом. Под его руководством и при его непосредственном участии было подготовлено много концертных программ. Они охватывали разные инструментальные жанры, включали произведения венских классиков, русских и зарубежных композиторов XIX века, а также его собственные сочинения. Астраханская пресса восторженно отзывалась о Кенемане как о прекрасном пианисте и дирижере.

По рекомендации Кенемана его преемником на посту директора музыкальных классов стал А.Л. Горелов. Известно, что параллельно с обучением на медицинском факультете Московского университета Горелов занимался с лучшими педагогами Московской консерватории в классах гобоя и теории музыки. В Астрахани Горелов вел интенсивную концертную и педагогическую деятельность. Будучи дирижером созданного при отделении РМО симфонического оркестра, он подготовил много концертных программ, дирижировал симфониями Бетховена, Шуберта и Чайковского, развернутыми сценами из опер. При этом Горелов много внимания уделял музыкальным классам, учащиеся которых принимали самое активное участие во всех его начинаниях. В первый же год его работы контингент обучавшихся в музыкальных классах увеличился почти вдвое, расширился прием в оркестровый и вокальные классы. Для работы приглашались лучшие специалисты, корректировался учебный план, был введен класс теории. Целью всех инициатив Горелова было преобразование музыкальных классов в музыкальное училище.

В январе 1900 года Горелов участвовал в съезде директоров музыкальных классов и училищ, состоявшемся в Петербургской консерватории. Это совещание выработало требования к выпускникам музыкальных заведений ИРМО, а также ходатайствовало о преобразовании некоторых музыкальных классов в музыкальные училища. В марте 1900 года от дирекции ИРМО была получена телеграмма с разрешением переименовать Астраханские музыкальные классы в музыкальное училище. Торжественный акт 30 апреля 1900 года, а также все документальные формальности, осуществленные в июне, подвели итог истории музыкальных классов. Так 1900 год стал датой рождения Астраханского музыкального училища, а его первым директором стал А.Л. Горелов.

Будучи ровесником века, училище, как в зеркале, отразило характерные тенденции в общественной, педагогической и музыкальной жизни России XX столетия. Так же, как в истории нашей страны, периоды подъема сменялись годами кризиса и сложных испытаний.

Начальный этап в истории Астраханского музыкального училища (1900-1903 года) свидетельствуют о дальновидности и серьезности намерений его организаторов. Каждый учебный год с методической последовательностью корректировалась работа коллектива. В первый год обучение велось по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, духовые инструменты и сольное пение. Годом позже открылись классы контрабаса, сольфеджио, теории, гармонии, оперного ансамбля, хорового пения; в 1902 году – классы декламации, танцев, мимики и пластики. Наряду с музыкальными предметами, уделялось серьезное внимание общеобразовательным дисциплинам, круг которых постоянно расширялся. В преподавании некоторых из них учитывалась национальная специфика.

В эти годы в училище преподают талантливые музыканты — пианисты Г.Ф. Росси, К.А. Муликовский Л.А. Максимов, З.А. Мерганс, А.Г. Веприцкая, С.Ф. Ленквист, скрипачи  Я.И. Адамский, Д.А. Дроканов, А.А Венценосцев, И.Н. Гааг, виолончелист В.Ф. Мареш, вокалисты  Б.М. Казимиро, Р.И. Шпигель-Оленштейн и другие.

 Период Артура Каппа

В 1904-1920 годы училище переживает особый расцвет. В этом огромная заслуга нового директора – А.И. Каппа, ставшего эталоном для всех педагогов и учащихся. Выпускник Петербургской консерватории, ученик Н.А. Римского-Корсакова, Капп был на редкость разносторонним музыкантом и педагогом. Обладая удивительной работоспособностью, он контролировал все стороны жизни музыкального училища, возглавлял экзаменационные комиссии по разным предметам. Его преподавательская деятельность в классах фортепиано, сольфеджио, гармонии, контрапункта, регентском классе прекрасно гармонировала с многочисленными концертными выступлениями и занятиями композицией.

Первая из его инициатив связана с пересмотром учебных программ по общеобразовательным предметам. А.И. Капп специально создал и лично возглавил комиссию, в которой кроме директора работали инспектор научных классов В.И. Симонова, священник отец В.Ф. Виноградов и преподаватель русского языка Н.Ф. Мордвинкин. Результатом их интенсивной деятельности стал «Проект новых программ», рассмотренный и одобренный Советом училища в мае 1904 года. Представленные «на утверждение в Министерство Народного Просвещения» программы и там получили поддержку. Они стали не просто основой для преподавания научных предметов, но и помогли превратить аттестат об окончании музыкального училища в полноправный образовательный документ. В результате выпускники училища, претендовавшие на получение аттестата 1 степени, обязаны были держать экзамены по научным дисциплинам. Это нововведение быстро оценили родители. Количество учеников, получавших музыкальное и научное (или только научное) образование, с годами быстро увеличивалось. Если в 1904 году курс научного образования окончили только трое воспитанников, то в 1905 году их было уже одиннадцать. В газете «Астраханский вестник», в разделе «Театр и музыка» 28 августа 1905 года было напечатано объявление о том, что «в астраханском музыкальном училище прием учащихся продолжается, причем принимаются также по одним научным предметам (в 1-й класс) без художественных». А это сулило поступление дополнительных финансовых средств в училищную казну.

Другая инициатива А.И. Каппа заключалась в последовательном расширении круга изучаемых музыкальных дисциплин, имеющих практическую ценность. Такие преобразования, намеченные менее чем за полгода, осуществлялись планомерно в течение нескольких лет. В 1904/1905 учебном году появились классы ансамблевой и квартетной игры, открылись регентские курсы; в 1905/1906 — классы контрапункта и энциклопедии. Тремя годами позже возобновилась деятельность класса декламации, а в 1915 открылся класс чтения с листа. Утверждение А. Семпер об открытии в 1911 году класса органа, вызывает сомнение, поскольку этот факт не подтверждается ни в одном из документов. Вероятнее всего Капп давал отдельные консультации желавшим познакомиться с этим инструментом, но не вел систематических занятий, так как в училище его не было, а подаренная действительными членами Астраханского отделения ИРМО фисгармония  не могла в полной мере заменить орган.

Педагогическая деятельность самого Каппа прекрасно вписалась в схему его преобразований, стала их неотъемлемой частью. Для этого вновь пригодился опыт почитаемого им Антона Рубинштейна. Судя по тому, как планомерно появлялись в нагрузке самого Каппа все новые и новые предметы, Артур Иоосепович стремился к комплексному обучению, «отрабатывая» на практике  межпредметные связи и добиваясь углубленного изучения музыкально-теоретических дисциплин.

Сразу после приезда в Астрахань он преподавал сольфеджио, теорию, гармонию, вел занятия в классах хорового пения и оперного ансамбля. В новом учебном году к его нагрузке добавились оркестровый и регентский классы. Сформированный при Каппе оркестр, насчитывал 30 человек. Регентские классы стали самым дорогим сердцу Каппа «детищем». Сын хорового дирижера, воспитанный эстонской культурой и петербургской музыкальной школой, Артур Капп относился к регентскому делу с особой трепетностью. В 1906-1907 учебном году он открыл для будущих регентов новые специальные классы теории и хорового пения. Класс специальной теории в первый год посещали четверо, а специальный класс хорового пения — 12 учеников.

Появившиеся по его инициативе и сначала немногочисленные классы контрапункта и энциклопедии (в 1905/1906  учебном году занимались лишь 2 человека) постепенно стали пользоваться большим вниманием учеников.

Стремясь к наиболее рациональной организации учебного процесса, Капп добивался как можно более точного оформления существующих документов. По инициативе нового директора была усовершенствована форма Балловых книг, в которых последовательно фиксировался процесс обучения. Любая из таких книг «капповского» периода содержит исчерпывающую информацию о каждом ученике. В общей характеристике указывался год рождения, вероисповедание, социальное положение («звание») воспитанника, а также время его поступления в училище, специальность и класс. В масштабной таблице дифференцировались данные об успеваемости  по художественным и общеобразовательным предметам в каждой четверти. В отдельной графе указывались результаты письменного и устного экзаменов по разным дисциплинам. «Общие отметки», выставлявшиеся по всем дисциплинам, обобщали сведения об учебе. На основании столь подробных данных Совет училища в конце учебного года выносил свое определение, учитывавшее индивидуальные возможности учащихся. В результате, один и тот же воспитанник мог обучаться на нескольких курсах одновременно, например: по специальности «на старшем отделении приготовительного курса; по сольфеджио — на 1 курсе».  На заключительном заседании Совета намечались дальнейшие перспективы обучения ученика: если тот  не слишком добросовестно занимался научными дисциплинами,  на будущий год его ожидали «экзамены по всем предметам». А неудовлетворительная оценка, полученная на одном из текущих экзаменов, давала повод для последующей переэкзаменовки. Все экзаменационные комиссии Капп возглавлял лично.

Сознавая, что залогом успешной деятельности учебного заведения являются педагоги, Капп объединил вокруг себя людей целеустремленных и творческих. Ему понадобилось почти 12 лет, чтобы сформировать коллектив единомышленников, основу которого составляли выпускники петербургской и московской школ. Присущие им профессионализм, целеустремленность, способность к разносторонней концертно-просветительской деятельности и творческому поиску стали главными критериями педагога. Так закладывался фундамент одной из русских региональных школ – астраханской. Ее  создание было бы невозможным без накопления традиций. Поэтому первостепенной идеей Каппа стала преемственность поколений в педагогическом коллективе, который планомерно обновлялся под его руководством.

Особенно интенсивные кадровые изменения осуществлялись в 1907-1909 и 1913-1916 гг. Для первого этапа характерно приглашение уже сложившихся музыкантов: певицы Марии Карловны Шпехт-Голубевой, пианистов Софьи Густавовны Ленквист и Бориса Александровича Семенова, скрипача Иосифа Феликсовича Яржембского. Тогда же возобновил свою педагогическую деятельность виолончелист Виктор Францевич Мареш, преподававший в училище еще в 1899-1903 г. Рядом с ними выделяется личность начинающего педагога по классу обязательного фортепиано (в прошлом ученика Анны Георгиевны Веприцкой) Федора Ивановича Мазина,  который остался преподавать после окончания училища (1907). Все они вместе с Леонидом Иосифовичем Клюзнером и Федором Ивановичем Дерюжкиным стали верными соратниками Каппа.

В середине 1910-х годов в коллективе появились молодые музыканты: ученица С.В. Рахманинова Софья Григорьевна Домерщикова, затем Надежда Васильевна Связкина, Людмила Александровна Суворова и Ярослав Карлович Симон и др. (1913). В родные стены в качестве преподавателей возвращались прежние воспитанницы астраханского училища: Валентина Васильевна Михайловская (1914), Лидия Ильинична Кравченко (1915) и Мария Ивановна Иконицкая (1916).

По инициативе Каппа вновь прибывшие музыканты проходили первое испытание в концертах ИРМО, которые широко анонсировались на страницах астраханских газет. Некоторое время спустя педагоги обязаны были выступить в концерте или спектакле вместе со своими лучшими учениками. Благодаря этим стараниям директора, преподаватель оказывался на виду, приобретал известность и завоевывал авторитет. Благодаря этой инициативе, педагоги продвигались по служебной лестнице, получали государственные награды. Скромный директор был отмечен позже других.

В итоге педагогический коллектив сформулировал серьезные требования к учащимся, уточнил экзаменационные программы. Важнейшим результатом работы училища при Каппе стал четкий план обучения. Рассчитанный на 10-11 лет, этот план объединял школу и училище: семи основным курсам предшествовали 3-4 – летние занятия в младшем и старшем подготовительных классах.

В девятисотые–девятьсотдесятые годы формируются основные педагогические принципы коллектива училища: высокий профессионализм, разносторонняя концертно-просветительская деятельность, преемственность и творческий поиск. Силами учащихся и преподавателей ставились оперные спектакли, ежегодно давались 6-8 ученических концертов, проводилось множество благотворительных вечеров.

К середине 1910-х годов музыкальное училище превратилось в одно из самых престижных и наиболее востребованных учебных заведений Астрахани.

 Годы поисков и удач 

Сложными испытаниями были насыщены двадцатые и тридцатые годы ХХ века. В этот период осуществлялись постоянные структурные преобразования. Сначала из-за финансовых трудностей сократилось время обучения. Став восьмилетним, музыкальное образование объединило две ступени: музыкальную школу и музыкальный техникум. В 1926 году по решению губернского отдела народного образования техникум и школа вновь реорганизуются, теперь – в двухстепенные музыкальные курсы. Только пять лет спустя – в 1931 году – восстанавливаются права техникума, а в 1937 году возвращается и статус среднего учебного заведения. В этом калейдоскопе изменений только чудом удалось сохранить основные специальности и численность обучающихся.

30-е годы принесли и позитивные перемены. Одна из них связана с открытием и деятельностью калмыцкого отделения. Возрожден симфонический оркестр, создан камерный струнный оркестр. Другим важным событием для всего коллектива, возглавляемого Г.М. Кавериным, стало начало педагогической деятельности бывших воспитанников училища: М.И. Иконицкой, А.М. Мышкиной, С.П. Загоскиной, Г.С. Цейхенштейна. Кроме того, в эти годы в училище преподают певица В.Н. Бородина, виолончелист М.М.Миклашевский, теоретик Б.В. Калмыков (впоследствии соавтор популярного учебника сольфеджио). Их интеллект, увлеченность и мастерство в течение нескольких последующих десятилетий создавали в училище подлинно творческую атмосферу. Ряд выпускников училища предвоенных лет успешно продолжили свое обучение в консерваториях Саратова и Ленинграда.

В военное время, в связи с сокращением материальных затрат на нужды культуры, училище снова временно преобразуется в музыкальные курсы, руководство которыми поручается сначала Т.И. Жоголевой, а затем А.В. Череминой.

Но трудности этого периода, связанные с ухудшением материальной базы и сокращением количества учащихся, не помешали активной творческой деятельности всего коллектива. В 40-е годы начинают активную работу Н.Я. Фурер, И.Р. Бухарцева, Н.И. Иммертреу, Л.Л. Шубова, В.С. Сластникова, И.Л. Шошина и другие. Как и прежде, педагогика и обучение гармонично сочетаются с концертной деятельностью. И педагоги, и учащиеся участвовали в концертах для воинов, раненых; средства, полученные от многих выступлений, направлялись в фонд помощи эвакуированным и фронту. На страницах местных газет отмечали имена скрипачей Б. Фельдшера, Г. Любарта и других юных музыкантов. В концертах выступал и хор учащихся под руководством Ф.И. Дерюжкина.

После открытия в конце войны Астраханской филармонии, не имевшей на первых порах постоянных творческих кадров, ее артистами стали преподаватели музыкального училища. Особой любовью астраханцев пользовались выступления инструментального трио в составе А.М. Мышкиной (фортепиано), И.Л. Шошиной (скрипка) и А.П. Тимкина (виолончель).

Восстановив свой прежний статус еще до окончания войны, училище уже в 1946 году объявило набор по разным специальностям. Благодаря стараниям директора Н.Н. Фролова и замечательного педагога В.И. Кондрашова впервые были открыты дирижерско-хоровое отделение и класс баяна.

В 50-70-е годы после окончания лучших консерваторий страны возвращаются в родные стены прежние питомцы училища: Н.А. Токарев, Н.А. Красильникова, С.К. Бакулев, С.Д. Любарт, Т.А. Базова, Т.С. Власова, Г.В. Зязина, Т.Д. Белова, С.С. Ардабьева, Т.А. Аверочкина, Б.А. Красильников, Б.Е. Фельдшер, Г.Г. Цейхенштейн и многие другие. Основной приметой 50-х стало расширение контингента дирижерско-хорового и народного отделений. В развитии этих отделений большая роль принадлежит Е.А. Синициной, Г.М. Ванслову, Н.Я. Толстикову, В.К. Нечаеву, Л.И. Козлову, Н.И. Безрукавниковой, Е.Д. Коробцовой, А.П. Поздняковой, Т.Н. Канавиной, М.Р. Худяковой, С.С. Лотухову, В.И. Алешину, Ю.Н. Сафонцеву, В.М. Зайчикову, А.Ф. Гладченко, Ю.Д. Тарасову, В.И. Некляеву, М.А. Будинову. В 1958 году начинается история оркестра народных инструментов, идея создания которого принадлежит В.А. Вольфу.

В 1962 году в училище открывается театральное отделение. К сожалению, просуществовало оно не долго, подготовив три выпуска молодых специалистов. Среди выпускников отделения – имя известного театрального и киноактера Владимира Стеклова, заслуженного артиста Калмыкии Владимира Карабаша и др.

В 60 – 70-е годы укрепляется материально-техническая база училища. В 1966 году училище переезжает в свое современное здание. В связи с приобретением полного инструментального комплекта стала возможной деятельность симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

По инициативе М.А. Этингера и поддержке директора В.К. Нечаева в 1960 году было основано музыкально-теоретическое отделение, в становление и развитие которого внесли заметный вклад первые преподаватели – С.С. Руденко, Н.И. Нечаева, И.Б. Добролюбова.

Возрождению отделения духовых инструментов много сил отдал Г.А. Семиков. Традиции этого замечательного педагога продолжили В.В.Попов, В.В.Курганов, Е.Д. Авраменко, О.А. Марчуков. В 60-е годы по инициативе А.В. Романько в училище появился духовой оркестр.

В 1975 году открылось эстрадное отделение, становлению которого немало сил отдали композитор и пианист Я.Э. Гойфельд, Н.И. Галянкин, Р.Н. Лещенко, А.И. Лещенко. В конце 80-х годов отделение возглавил С.И. Протасов. В 1978-1979 учебном году был создан эстрадно-симфонический оркестр, а затем Биг-бенд и различные джазовые ансамбли.

Общеобразовательные дисциплины в эти годы преподают В.Б. Митенева, Ю.М. Дарюшин, Е.Н. Осокина, Н.Г. Парамонов и другие.

В 80-е годы коллектив переживает процесс смены поколений. После более чем тридцатилетнего директорства заслуженного работника культуры России В.К. Нечаева, коллектив возглавил Н.С. Терещенко заслуженный работник культуры России, а вслед за ним – Л.В. Виноградова, ныне заслуженный работник культуры России. На протяжении 50-80-х годов преподаватели и учащиеся продолжали вести активную концертную работу. Среди преподавателей можно назвать целый ряд замечательных солистов и творческих коллективов. Это – трио баянистов в составе В. Зайчикова, Ю. Тарасова и В. Балашова (последнего позже заменил В. Ромадин),  дуэт баянистов – В. Зайчиков и В. Белов, ансамбль народных инструментов в составе В. Некляева, Г. Груниной, А. Линева, Н. Алешиной, М. Будинова и А. Ершова, камерные дуэты в составе Нины и Бориса Красильниковых, Татьяны Беловой и Владимира Шмуленсона, Галины Рубцовой и Татьяны Власовой, Галины Ясаковой и Ивана Красильникова, струнный квартет в составе: И.Л. Шошиной, Б.Е. Фельдшера, Г.Г. Цейхенштейна и Б.А. Красильникова. Интересные сольные программы представляли пианисты Н.А. Токарев, С.Д. Любарт, С.К. Бакулев, В.А. Мурыгин, Ю.Ю. Решетников и другие.

 На рубеже столетий 

1990-е — 2000-е годы – время возрождения музыкального училища. В эти годы Астраханское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского включает в себя 8 отделений: «Фортепиано» (зав. И.В. Новикова), «Оркестровые струнные инструменты» (зав. Н.В. Омяльева), «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (зав. В.Я. Алатарцев), «Инструменты народного оркестра» (зав. Н.М. Алешина), «Сольное пение» (зав. Е.А. Михайлова), «Хоровое дирижирование» (зав. Н.А. Никитина), «Теория музыки» (зав. Л.М. Гринберг), «Музыкальное искусство эстрады» (зав. А.И. Лещенко), предметные комиссии «Камерный ансамбль и концертмейстерский класс» (председатель Т.Д. Белова) «Обязательное фортепиано» и «Общеобразовательные дисциплины» (председатели Т.А. Караева и Н.А. Муратова), филиал  в городе Знаменске Астраханской области, сектор педагогической  практики, музыкальные классы, Экспериментальный музыкальный центр детского образования (зав. Н.Г. Романова). А это более 400 учащихся и студентов. 

С 1992 года училище возглавлял заслуженный работник культуры России Ю.Ю. Решетников.

Педагоги и учащиеся вели активную концертную деятельность. Регулярно проводились отчетные концерты отделений, коллективов, классные концерты ведущих педагогов. С успехом выступали на разных концертных площадках города хор дирижерско-хорового отделения, эстрадный оркестр, оркестры струнных и народных инструментов, а также Трио им. Аренского, в составе которого — лауреаты международных и российских конкурсов Н.В. Омяльева, А.Г. Стрельченко, И.В. Новикова.

На разных отделениях действовали 4 оркестра (художественные руководители — Н.М. Алешина, В.Я. Алатарцев, А.Г. Стрельченко, Е.Е. Якушкин) и хор (художественный руководитель заслуженный работник культуры РФ Н.А. Никитина). На базе училища были созданы фольклорные ансамбли «Бударочка» и «Скоморошина» (руководители — К.В. Гузенко, С.И. Кулибаба), а также кукольный театр «Балаганчик» (руководитель К.В. Гузенко). В 1990-е — начале 2000-х годов на базе Экспериментального музыкального центра успешно функционировали ансамбль «Надежда России» и детский оркестр народных инструментов.

Возросшее внимание педагогов к методическим проблемам проявляется в организации мастер-классов, методических и научно-практических конференций, в центре внимания которых — актуальные проблемы музыкального образования на современном этапе. Училище активно сотрудничает с Астраханской государственной консерваторией и другими вузами России. Ведущие профессора и преподаватели Астраханской консерватории преподают в училище.

В эти годы коллектив ищет пути для оптимизации учебного процесса, обращая внимание на индивидуальный подход в обучении. Наиболее способные ребята исполнительских специальностей посещают занятия музыкально-теоретического цикла с группами теоретиков. Разнообразные интересы нового поколения заставляют корректировать учебные программы и планы, включая социально значимые предметы «Риторику», «Музыкальную психологию», «Музыкальную журналистику», «Музыкальное содержание», «Видеокурс», «Музыкальную культуру Астрахани» и др. Одних привлекают занятия композицией, других – класс гитары или органа. С целью совершенствования методик детского музыкального образования в 1991 году при училище открыт Экспериментальный музыкальный центр.

Начало XXI столетия – время активного профессионального и творческого подъёма. В 2005 году директором училища стал С.Е. Киселёв, сформировавший крепкую административную команду заместителей: А.В. Линёва (по учебной работе), В.В. Миляева (по учебно-воспитательной работе), кандидата искусствоведения Н.Н. Калиниченко, затем А.И. Гордеева (по научной и профессионально-творческой работе). Под их руководством и при активном участии учебное заведение преодолело сложности трех аккредитаций (в 2000, 2006, 2012 гг.) и получило статус колледжа (2007). Благодаря поддержке областной администрации и лично губернатора А.П. Гужвина в 2000-2001 годах был осуществлен капитальный ремонт здания и техническое переоборудование училища, а в 2012-2014 гг. при поддержке губернатора А.А. Жилкина отремонтировано здание общежития.

В структуре колледжа работает уже 9 отделений: «Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Вокальное искусство», «Сольное и хоровое народное пение», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки» и «Музыкальное искусство эстрады»; 3 предметные комиссии: «Концертмейстерский класс», «Обязательное фортепиано» и «Общеобразовательные дисциплины».

Со студентами и учащимися колледжа занимаются педагоги и концертмейстеры, получившие высшее образование в Московской, Петербургской, Петрозаводской, Нижегородской, Ростовской, Саратовской и Астраханской консерваториях, в Российской академии музыки имени Гнесиных и Самарском государственном институте культуры. Более половины преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, 6 человек награждены знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ, 7 имеют звание «Заслуженный работник культуры России», 1 — научную степень доктора искусствоведения и учёное звание профессора, 4 — научную степень кандидата искусствоведения, один из них — учёное звание доцента. Трое преподавателей представляют Астраханскую региональную организацию Союза композиторов России и являются обладателями Губернаторских Музыкальных премий имени Артура Каппа. В 2007 году талантливому хормейстеру, дирижеру и руководителю Нинели Анатольевне Никитиной был вручен Орден русской православной церкви Святой Равноапостольной княгини Ольги III степени. В 2010 Н.В. Омяльева была удостоена Почётного звания «Учитель года – 2010» с вручением Диплома «За высокий профессионализм и большой личный вклад в развитие российского образования» и наградного знака-медали «Во имя жизни на Земле».

Благодаря интенсивной концертной деятельности, педагоги, студенты и учащиеся превратились в активных участников фестивального движения Европы и России.  Ребята уверенно побеждают на престижных конкурсах в странах Европы, в многочисленных российских городах. Неоднократно обучающиеся музыкального колледжа увозили заветные медали Молодёжных Дельфийских игр России в родной город: вокалистка Екатерина Ефимова (бронзовая медаль – 2012), балалаечник Андрей Мордяшов (серебряная медаль – 2014, бронзовая медаль – 2015), вокалистка Василиса Карякина (золотая медаль — 2017), вокалист, обучающийся ДМШ при колледже Дамир Ахмедов (золотая медаль — 2019). Ежегодно воспитанники колледжа завоевывают более 120-130 конкурсных наград разного достоинства: Гран-При, дипломы лауреатов и дипломантов, сертификаты и грамоты.

Награды престижных международных, российских и региональных конкурсов и фестивалей хранят в своих портфолио все коллективы колледжа.  Это – юношеский хор музыкального колледжа и хор вокального отделения «Мгновение» (руководители Н.А. Никитина и И.В. Суменкова, Ю.Ю. Киселёва), эстрадный и духовой оркестры, оркестры струнных и народных инструментов (руководители Е.Е. Якушкин, А.В. Бакшеев, А.Г. Стрельченко, Н.М. Алешина), фольклорные ансамбли «Бударочка», «Жива» (руководители К.В. Гузенко, Н.Д. Устина) и кукольный театр «Балаган-чик» (руководитель К.В. Гузенко), ансамбли скрипачей и альтистов (руководители Н.В. Омяльева, А.Б. Дубинина), ансамбли преподавателей – Трио имени Аренского (Н.В. Омяльева, А.В. Стрельченко, И.В. Новикова), камерный дуэт Эльмиры Такаевой и Маргариты Яковлевой.

По инициативе Астраханского музыкального колледжа, начиная с 1997 года, ежегодно проводятся Российские смотры-конкурсы исполнительского мастерства студентов музыкальных колледжей и училищ по разным музыкальным специальностям. К настоящему времени проведено 22 смотра-конкурса. Восемь раз вступали в конкурсные состязания учащиеся фортепианных отделений, 8 – народных, 5 – отделений оркестровых струнных инструментов, 4 – оркестровых духовых и ударных инструментов, 5 – вокальных, 2 – дирижерского мастерства. Смотры конкурсы вызывают большой интерес, в них принимают участие представители музыкальных учебных заведений из самых разных регионов России. Каждый смотр-конкурс становится незабываемым событием в культурной жизни Астрахани, даря публике и яркие выступления конкурсантов, и мастер-классы членов жюри, и концерты мастеров искусств и творческих коллективов.

Забота о будущем детского музыкального образования характерна для астраханских педагогов. Несколько предметно-цикловых комиссий предложили организовать специализированные конкурсы для учащихся ДМШ и ДШИ. В 2018 году в восьмой раз состоялся Открытый региональный конкурс юных исполнителей на струнных смычковых инструментах имени И.Л. Шошиной и Н.А. Самусенко. Регулярно проводятся Региональный конкурс пианистов имени А.М. Мышкиной, Региональный конкурс юных исполнителей на народных инструментах имени В.М. Зайчикова, Региональный конкурс-фестиваль исполнителей народной песни «Голоса моряны» и Региональная олимпиада «Музыкальный марафон».

За многолетнюю историю в колледже сложились различные формы творческой работы. В течение каждого учебного семестра с творческими отчетами выступают все отделения колледжа. 

Современность диктует свои правила. Поэтому круг ярких музыкальных начинаний постоянно расширяется. Одной из интересных инициатив стал весенний Джазовый фестиваль «Джаз в полдень» (2014), объединивший профессиональных джазовых музыкантов, хорошо известных в Астрахани, с оркестрами и ансамблями учащихся ДМШ и ДШИ, студентов и преподавателей колледжа.

Широкий отклик слушателей и астраханской общественности получили постановки студенческих спектаклей: написанной преподавателем Романом Лещенко рок-оперы «Петр I и Астрахань», посвященной 450-летию нашего города (апрель 2008, руководитель А.И. Лещенко), и оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», приуроченной к 70-летию Великой Победы (май 2015, руководитель А.А. Нестеров). Известный бас Андрей Валентий (ведущий солист Национального Академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь), посетив один из спектаклей оперы К. Молчанова, очень высоко оценил увлечённость, профессионализм и харизматичность молодых вокалистов.

Без участия юных музыкантов и их педагогов сегодня невозможно представить большинство концертных программ, посвящённых государственным праздникам и знаменательным датам. Такие творческие проекты Астраханской области: дни славянской письменности и культуры, пасхальные фестивали, ярмарки вакансий, «Шаг к успеху», «Детская филармония», «Волжская палитра», биеннале «Дни современной музыки в Астрахани», «Ночь музеев» и «Ночь искусств», фестивали студенческого творчества, многочисленные благотворительные акции и т.д. Коллективы и солисты много выступают в медицинских и социальных учреждениях, воинских частях, музеях, библиотеках, Успенском соборе и Иоанно-Предтеченском монастыре, дошкольных детских учреждениях, музыкальных школах и школах искусств и т.п. В колледже регулярно проводятся отчетные концерты отделений, солистов и коллективов, дни открытых дверей, классные концерты ведущих педагогов, привлекающие многочисленную публику. Ежегодно юные музыканты колледжа участвуют в 130-190 концертах, выступают на сценах различных концертных залов города и области.

Корректируются формы творческих выступлений. Современные исполнители ориентируются на разнообразные формы сотрудничества и коллективного музицирования, совместного творчества представителей разных специальностей. Активизации творческих способностей студентов способствуют литературно-музыкальные композиции, интегрированные уроки, а также  вечера творчества, в ходе которых каждый желающий может продемонстрировать собственные таланты.

Доброй традицией в колледже стали концерты старинной музыки с участием клавесина: начиная с 2006 года, они проходят ежегодно и объединяют усилия педагогов и студентов разных отделений. Первая программа – «Этот старый, молодой клавесин» (ноябрь 2006) – вызвала большой интерес и объединила студентов фортепианного, струнного, духового и вокального отделений, заслуженную артистку России и народную артистку республики Татарстан Е.А. Михайлову, преподавателей В.И. Руденко, Ю.Ю. Решетникова, Р.Л. Левину, Н.В. Омяльеву и музыковеда Н.Н. Калиниченко.

С нетерпением ждут слушатели ежегодных весенних концертов воспитанников Е.А. Михайловой и Т.Д. Беловой. Эти выступления студентов разных исполнительских специальностей, музыкантов разных поколений демонстрируют богатые возможности совместного музицирования.

Огромное воспитательное и просветительское значение имеют мемориальные концерты-встречи. Благодаря краеведческой направленности, они получили широкий резонанс у студентов и преподавателей колледжа, у астраханской общественности. В 2007-2016 гг. состоялись концерты-встречи, посвященные юбилейным датам старейших педагогов училища С.С. Руденко, И.Е. Шагаловой, Т.С. Власовой, С.К. Бакулева, И.Л. Шошиной, гастролям Г.Г. Александрова (Цейхенштейна), и памятные вечера, рассказывающие о корифеях астраханского музыкального образования: А.М. Мышкиной, С.П. Загоскиной, Н.А. Токареве, Д.А. Дроканове.

Ещё одно направление в деятельности современного колледжа связано с музыкально-просветительскими лекциями и лекциями-концертами студентов и преподавателей о творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о важнейших событиях музыкальной жизни прошлого и современности. Вот уже более 20 лет продолжает свою работу Музыкальный лекторий для учащихся астраханских ДМШ и ДШИ (руководители Т.Д. Белова, Л.М. Гринберг).

Также более четверти века под руководством А.Г. Стрельченко реализуется проект «Камерный оркестр приглашает», в котором учащиеся детских школ искусств получают возможность концертных выступлений в сопровождении Камерного оркестра колледжа и исполняют музыкальные произведения различных стилей и эпох. Многие солисты этого проекта впоследствии выбирают профессию музыканта и продолжают обучение в колледже.

Ежегодно педагоги и студенты колледжа участвуют в разнообразных международных и российских научно-практических конференциях различной тематики. Таким изысканиям посвящены многочисленные исследовательские публикации Н.Н. Калиниченко, Ю.С. Петровой, М.В. Сальниковой, С.С. Севастьяновой и других преподавателей в российских и зарубежных изданиях. Круг их научных интересов широк: история музыкальных жанров, киномузыка, музыкальная эстетика и аналитические эссе, творчество современных композиторов разных стран, литературно-музыкальные портреты корифеев астраханской культуры и др. Несколько публикаций отмечены дипломами Всероссийского конкурса «Наука о музыке: Слово молодых учёных» (г. Казань) и дипломом лауреата Международного конкурса «Наука о музыке – 2013» (г. Москва – г. Ханты-Мансийск).

Возросшее внимание педагогов к методическим проблемам проявляется в организации открытых уроков, мастер-классов, методических и научно-практических конференций, в центре внимания которых — актуальные проблемы музыкального образования на современном этапе. Преподаватели колледжа курируют все музыкальные школы и школы искусств г. Астрахани и Астраханской области. Колледж сотрудничает с Астраханской государственной консерваторией и другими вузами России. Ведущие профессора и преподаватели Астраханской консерватории преподают в колледже.

Коллектив активно осваивает стандарты нового поколения, ищет пути для оптимизации учебного процесса, обращая внимание на индивидуальный подход в обучении. Актуальным и перспективным направлением деятельности является также дополнительное образование детей в области музыкального искусства. С целью совершенствования методик детского музыкального образования в начале 1990-х годов при училище был открыт Экспериментальный музыкальный центр.

Воспитанники

В училище-колледже всегда гордились своими учениками. Они трудятся в Астрахани и области, в разных городах и регионах России, в странах Европы, в Канаде, США и Израиле. Они работают в филармониях, оперных театрах и оркестрах, министерствах, управлениях и департаментах культуры, преподают в школах, училищах и вузах. Среди выпускников немало заслуженных артистов, заслуженных деятелей искусства и заслуженных работников культуры России, профессоров, ученых с научными степенями.

Всемирное признание получило творчество М.П. Максаковой, В.В. Барсовой. Многие выпускники стали руководителями интересных коллективов. Так, Н.Г. Бабкина с успехом выступает на разных сценах с ансамблем «Русская песня». Т.С. Сайфуллин с 1969 по 1997 год с перерывами был художественным руководителем, хормейстером и главным дирижером Башкирской хоровой капеллы. Хорошо известен в Астрахани Камерный хор «Лик» под управлением С.Е. Комякова и ансамбль «Скоморошина», руководил которым С.И. Кулибаба. За пультом симфонического оркестра Астраханской консерватории – Ф.Я. Сепкулов, в прошлом выпускник дирижерско-хорового отделения. В составе замечательного квартета «Скиф» также есть бывшие воспитанники училища: А. Мостыканов и А. Бабушкин, А. Калина. Ансамблем «Моряна» несколько лет руководил В.М. Егоров. Поклонники поп-музыки всегда с интересом обсуждают выступления И. Наджиева. Широкий отклик получают премьеры композиторов А. Лемана, Ю. Дунаева, А. Рындина и т.д.

Те, кто только начинают свою музыкальную карьеру, тоже мечтают об успехе. Сознавая, что главным его залогом является самосовершенствование, занимаются с редким упорством и самоотдачей. Серьезный шаг к успеху – участие в конкурсе. Выступления в региональных, российских и международных конкурсах стали нормой. Эта традиция, зародившаяся в 50-60 годы, с успехом развивается в настоящее время. Рядом с именами первых лауреатов М. Буянера, В. Зайчикова, Ю. Некрасова, И. Бекетова, А. Сенина появились новые.

К 50-м годам относятся и первые успехи на международных конкурсах. В 1957 году октет под руководством В.И. Кондрашова получил право участвовать в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Следующий шаг сделал баянист А. Сенин, выиграв «Кубок мира» — Международный конкурс в Нью-Йорке. Особенно удачными стали 90-е годы. В 1996 году воспитанница З. Султанова (преп. В.М. Зайчиков) после многих побед на региональных и всероссийских конкурсах завоевала III место на 33 Международном конкурсе аккордеонистов в г. Клингенталь (Германия). Немало серьезных побед одержала учащаяся фортепианного отделения Н. Муравьева (преп. Т.А. Аверочкина). Но подлинным «золотым» подарком к 100-летию своей «ALMA MATER» стала победа и первая премия V Международного конкурса пианистов им. Н. Рубинштейна (Париж, 2000). Такой же подарок училищу преподнес и Д. Соловьев (преп. А.С. Бабушкин), ставший лауреатом Международного конкурса «Балтика-гармоника» (Санкт — Петербург, 2000). В 1999 году хор Астраханского музыкального училища под управлением Н.А. Никитиной завоевал II место и звание лауреата на Первом Международном хоровом видеоконкурсе «Золотой камертон», посвященном 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина (Москва), а учащиеся вокального отделения Е. Менькова и Е. Марченко (специализация «народное пение») – II премию на Международном конкурсе «Зажги свою звезду».

Студенты Астраханского музыкального колледжа успешно выступают на различных конкурсах. Так, в 2019 году более 200 студентов колледжа стали победителями и призёрами престижных международных, российских и областных конкурсов, фестивалей, олимпиад.

Успехи молодых астраханских музыкантов привлекли внимание инициаторов программы «Новые имена». Вслед за ее первыми фаворитами З. Султановой, Н. Муравьевой, Т. Пахолкиной, И. Михайловым зазвучали имена О. Шмаевского, М. Букина, Д. Соловьева, С. Романова, Н. Лещенко, Н. Соколовской, Е. Заикиной, Е. Давыдовой, Д. Смирнова, Ю. Ивченко, М. Долганюк, М. Вдовиной, А. Курановой, В. Епихиной и других. Фамилии этих ребят занесены в Золотую книгу Астраханской Благотворительной программы «Юные дарования – Новые имена XXI века». Многие из них являются стипендиатами Международной Благотворительной программы «Новые имена», стипендиатами Министерства культуры России, получают губернаторские стипендии, стипендии Администрации Астрахани, Правительства и Министерства культуры Астраханской области.

Движение первых
Осторожно, мошенники!
Антинаркотики
Народная дружина
Электронно-библиотечная система
Министерство культуры Астраханской области
Антитеррористическая защищенность
Телефон доверия
Культура. Гранты России