Среди весенних мероприятий, которые проводятся в современной России, есть Сиреневый фестиваль. Он особенный, потому что наполнен ароматом сирени и многообразием ее оттенков. Во время ее цветения к тамбовской земле устремляются толпы паломников, но они не флористы и не ландшафтные дизайнеры, а меломаны и, в первую очередь, почитатели искусства Рахманинова.
В этом юбилейном году рахманиновского 150-летия число посетителей фестиваля серьезно увеличилось. Попасть туда, в Ивановку, где возродился музей-заповедник гениального русского музыканта, возможно только в составе туристической экскурсионной группы, на собственном или заказном транспорте, другой – отсутствует.
Официальное открытие дома-музея и первый фестиваль музыки им. С.В. Рахманинова случились в 1982 году. Ранее его статус значился как филиал Тамбовского областного краеведческого, но нужно отдать должное труду подвижников, стоявших у истоков такого большого и дорогостоящего начинания, как эта реконструкция «на голом месте», «в чистом поле»: во время гражданской войны от усадьбы Рахманинова ничего не осталось. Погибло все: были разобраны на хозяйственные нужды 24 строения, не осталось и следов от фундамента, не говоря об имуществе, как например, бесценная коллекция, в которой были собраны автографы И.С. Баха, Моцарта, Гете, Римского-Корсакова, Чайковского. На дрова в холодные зимы Великой Отечественной был вырублен весь сад, сохранились лишь два дуба и клен. Но осталось само место, где когда-то с 17 лет до 1917 года жил, любил и творил Сергей Рахманинов. Узнав о готовящемся покушении на него и его семью, он уехал, как оказалось, навсегда.
А через 25 лет после его смерти началось долгожданное возвращение музыки композитора, запрещенной для исполнения, памяти о нем в виде книг и исследований ученых. Среди местных тамбовских подвижников экскурсоводы вспоминают писателя Д.В. Калашникова, преподавателя ДМШ Л.А. Тимашевич, областной музейный коллектив под руководством Л.Н. Ростиславской и многих других людей. Без участия таких авторитетных музыкантов, как И.К. Архипова, В.И. Пьявко, Н.Л. Луганский, М.В. Плетнев будущее музея было бы проблематично. Именно они «звонили в колокола», вкладывались в экспозицию, участвовали в концертах, собиравших слушателей в этом удаленном месте.
Много усилий и средств вложил в проект «Ивановка» внучатый племянник композитора Юрий Павлович Рахманинов, советский ученый, инженер, а впоследствии и генеральный директор «Трансинжстроя», под руководством которого возводились метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Киева, Тбилиси, Баку, Ташкента, Алма-Аты, Минска, Харькова, Новосибирска и других городов, шло строительство транспортных тоннелей на БАМе и в горах Кавказа.
Всю свою жизнь отдал «Ивановке» Александр Иванович Ермаков, в течение 40 лет возглавлявший этот музей, восстановивший парк и часть построек имения Сатиных–Рахманиновых. Его усилиями приобретались уникальные мемориальные вещи и предметы старины, позволяющие воссоздать дух усадьбы. Лауреат Государственной премии в области литературы и искусства «За создание Музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Ивановка» и просветительскую деятельность», он также стал инициатором, автором и руководителем издательских проектов, научных и просветительских публикаций, организатором международных музыкальных фестивалей и выставок в России, Швейцарии, Англии, Франции, посвященных Рахманинову. Здесь его и похоронили, недалеко от некрополя родственников великого музыканта. Разграбленные в «лихие 90-ые» захоронения были перенесены в Ивановку (останки вместе с могильными плитами). Не по всем еще надгробиям удалось провести окончательную атрибуцию, но совершенно четко читаются имена отца Сергея Рахманинова, Василия Аркадьевича, дяди Ивана Ивановича, известного математика, профессора и ректора Киевского университета, другого дяди и тестя Александра Ивановича Сатина, двоюродного брата Саши.
Подлинных рахманиновских вещей среди экспонатов музея немного, среди них два фарфоровых обеденных блюда из «Сенара», швейцарского поместья Рахманиновых, кожаные туфли Натальи Александровны, профессиональной пианистки, сознательно избравшей для себя исключительно роль заботливой жены музыканта и матери их любимых дочерей. К сожалению, большой поток посетителей естественно создает неудобства: комнаты в помещениях небольшие, и часть экспонатов находятся за ограждениями. Но за их пределами простор, беседки, лужайки тюльпанов, ирисов и много-много сирени простой обычной и редких сортов. Белая, розовая, лиловая, голубая, сиреневая и даже желтая, некоторые кусты высотой с двухэтажный дом. Только мичуринский питомник подарил музею-усадьбе 29 сортов сирени! А сколько еще было привезено из разных мест! Всего-то на просторах Ивановки высажено 87 ее видов, но акция «Посади сирень» здесь не заканчивается. Существует и особый ее сорт, именной, специально выведенный селекционерами, – «Сергей Рахманинов». Так что сирень, любимая им, желанная, осталась не только в музыке чудесного романса и его авторской фортепианной транскрипции, но и появилась в нотном узоре чугунных ворот, в бронзе последнего памятника и в сиреневых зарослях, окруживших парковые монументы. Юным мечтателем показал его Денис Стритович, зрелым маэстро – Александр Рукавишников.
С мая по октябрь музей-заповедник живет в интенсивном режиме, один фестиваль сменяет другой. Уже несколько лет начальником редакционно-издательского отдела музея-усадьбы «Ивановка» работает выпускница музыковедческого факультета Астраханской консерватории Ирина Вановская, лауреат премии Луначарского, автор научных публикаций, посвященных проблемам формообразования в произведениях С. Рахманинова. Во время нашего посещения на концертных площадках выступали солисты «Геликон-оперы» Давид Посулихин, Галина Барош, московский хор «Вдохновение», находясь в разных уголках сада можно было услышать через репродукторы трансляцию выступления пианистки Елены Тарасовой, скрипача Алексея Чибисова, ирландский и кельтский фолк.
Есть в России священные места, куда устремляются душа и тело, – лермонтовские Тарханы, пушкинское Болдино, дом-музей Чайковского в Клину. Рахманиновская Ивановка в их числе.
С.С. Севастьянова