Тамара Милашкина − с этим именем связано самое роскошное сопрано Большого театра второй половины XX-го века. Если посмотреть от истоков, то с 1953 года она обучалась в нашем Астраханском музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского (класс пения С.Н. Бобарыки).
Тамара Андреевна Милашкина − народная артистка СССР (1973), лауреат Государственной премии РСФСР (1978), награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и другими знаками отличия.
Тамара Мирненко (Милашкина – это сценических псевдоним) родилась 13 сентября 1934 года в Астрахани. Занималась в хоровом кружке, пела в самодеятельности, где ее услышала оперная дива Мария Максакова, которая приехала в родную Астрахань на гастроли. «Ее облик, походка, руки − все было естественно и просто, внешне волнение ничем не проявлялось. С первых же звуков обаятельного голоса — она на pianissimo начала петь русскую песню «Подуй, подуй, непогодушка» − в зале стало совершенно тихо. Прекрасную, немудреную песню певица исполнила с исключительной глубиной, богатством красок», – с восторгом говорила о Тамаре Милашкиной советская оперная дива Наталья Рождественская.
После непродолжительной учебы Т. Милашкина по настоянию прослушавшей ее М.П. Максаковой поступила на подготовительное отделение Московской консерватории, а через несколько месяцев ее перевели на дневное отделение в класс профессора Е.К. Катульской. Будучи студенткой III курса, Милашкина достигла выдающихся успехов: ее выступление на конкурсе певцов во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957 г.) было отмечено золотой медалью.
В 1958 году состоялся дебют на сцене Большого театра в партии Татьяны в «Евгении Онегине» и ее партнером был великий Лемешев.
В 1961 году впервые маленькую группу наиболее перспективных молодых советских певцов отправляют на стажировку в «вокальную мекку» − в «Ла Скала». В эту группу входит и Милашкина. К сожалению, в Милан ее не отпустили, ответив в «Ла Скала», что артистка Милашкина слишком занята в текущих спектаклях Большого театра.
Занята она и впрямь была чрезвычайно. Труднейшие партии следовали друг за другом: в русской опере − Лиза, Феврония, Мария, Ярославна, Ольга Токмакова… В зарубежной − Аида, Елизавета, Маргарита, позже Тоска, Леонора, Дездемона, Амелия… И все незабываемы, исключительны по уровню вокального мастерства и артистизма!
А еще, Тамара Андреевна пела на сценах Вены, Зальцбурга, Парижа, Мюнхена, Берлина, Висбадена… Достаточно сказать, что Доминго именно с ней пел свою первую «Аиду» на сцене Венской оперы.
Милашкиной посвящен фильм «Волшебница из града Китежа». Теплый грудной тембр голоса Тамары Андреевны с диапазоном в две с половиной октавы, пение, уникальное по подвижности звукового ряда, широте и выразительности, по достоинству оценены специалистами и зрителями.
В июле 1985 г. в Большом премьера − «Сельская честь» Масканьи, и главная партия Сантуцци у Тамары Милашкиной. Сценический репертуар певицы все еще богат по содержанию, но постепенно сокращается. В июне 1989 г. певица исполняет Марию в опере «Мазепа» и завершает карьеру в Большом театре.
Талант Тамары Милашкиной − светлый, жизнеутверждающий. В нем проявляется ее собственная большая и сильная любовь к жизни, ее собственная простота, искренность и большое женское обаяние.
Главное богатство Милашкиной как художника заключено в ее голосе. Можно смело сказать, что он уникален − по теплой красоте тембра, широте и ровности диапазона, включающего почти две с половиной октавы, по звонкости, полетности верхнего регистра, плотности «центра» и насыщенности грудных нот, по яркости и подвижности всей звуковой линии.
В этом году 13 сентября Тамаре Милашкиной исполнилось бы 90 лет.