Августа Михайловна Мышкина (1903-1982) была и остается одной из самых легендарных личностей в истории Астраханского музыкального колледжа. Она служила в Астраханском музыкальном училище около 60 лет, начиная с 1923 года, 30 из них возглавляла отделение «Фортепиано». Мышкина была талантливым педагогом. За многие десятилетия ее класс окончили сотни учеников. Продолжатели традиций мышкинского пианизма стали прекрасными преподавателями, пианистами, концертмейстерами, многие из них отмечены почетными званиями и учеными степенями. Они живут и трудятся в разных городах России, в европейских странах, Израиле, Канаде и др.
В личном деле Августы Михайловны ее рукой написано: «отец из крестьян, мать из дворян». Семья Мышкиных была одной из самых известных семей астраханской интеллигенции конца XIX — начале XX столетий. Михаил Александрович Мышкин (1856-1931) был прекрасным врачом-педиатром, активным общественным деятелем. В 1891 году по инициативе М.А. Мышкина появилась единственная в Астраханской губернии детская больница, бессменным заведующим, врачом и руководителем которой он оставался в течение 25 лет. Амбулаторное лечение детей проводилось бесплатно. Ежегодно летом М.А. Мышкин отправлялся заграницу, откуда привозил новое оборудование и медикаменты, приобретенные чаще всего на собственные средства. В советское время он стал одним из первых профессоров Астраханского медицинского института.
Его жена Зинаида Александровна Мерганс (1866-1930) была яркой пианисткой и учителем музыки. Она преподавала сначала в музыкальных классах при Астраханском отделении Императорского Русского музыкального общества, затем в гимназии Шавердовой, в музыкальной школе и музыкальном училище. В 1890-е и 1900-е годы она успешно выступала в концертах, в ансамблях с Ф.Ф. Кёнеманом, позже с Е.В. Власовой и Н.М. Васяткиным и заслужила репутацию хорошей пианистки.
Сама Зинаида Александровна — наследница старинного лифляндского рода фон Бринкманов, служившего верой и правдой российскому царю и отечеству. В XIX веке Бринкманы обосновались в Воронеже. В Привокзальном районе этого города Бринкманам принадлежало немало земель, поэтому названия строившихся улиц и переулков давались в честь новорожденных отпрысков известной династии. Среди прочих есть в Воронеже переулки Зинаидинский и Августовский, названные соответственно в честь самой Зинаиды Александровны и ее дочери от второго брака Августы Михайловны. Отец Зинаиды Александровны — Александр Германович фон Бринкман (1815-1899) — в течение 11 лет служил вице-губернатором в Астрахани и сделал немало для этого южного города.
Родители рано заметили блестящие музыкальные данные своей дочери. Учиться музыке юная Августа начала под руководством мамы, затем занималась в классе М.И. Иконицкой. В 1923 А.М. Мышкина экстерном сдала выпускные экзамены в Астраханском государственном музыкальном техникуме (так называлось тогда Астраханское музыкальное училище), за что Художественно-педагогический Совет обязал родителей ученицы оплатить одну треть учебного года; тогда же девушку приняли на службу в техникум в качестве концертмейстера. Для продолжения профессионального обучения семья остановила выбор на Саратове и Ленинграде (в этих городах жили близкие родственники Бринкманов). В Саратовском музыкальном техникуме Августу приняли сразу на второй курс. А позже в 1926 году она поступила также на второй курс Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в класс известного пианиста Николая Александровича Дубасова (1869-1935) и спустя 4 года получила диплом «музыканта исполнителя высшей квалификации». Во время учебы в консерватории она подрабатывала в консерваторской библиотеке. Вот где пригодились, ее зрительная и музыкальная память, кругозор, пытливый ум, поэтому по окончании консерватории юной астраханке предложили продолжить эту деятельность. Но Судьба рассудила иначе: ее матушка после гибели сына тяжело заболела, и Августа вынуждена была вернуться в родной город.
В Астрахани Августа Михайловна оказалась в центре художественной жизни. Молодая талантливая пианистка работала в радиокомитете, служила музыкальным руководителем в ТЮЗе, концертмейстером в Астраханской оперной труппе и в Пензенском театре оперы и балета, а также хормейстером Сталинградского и Астраханского театров музыкальной комедии. Параллельно она учила одарённых ребят в музыкальной школе и музыкальном училище, вела активную концертную и просветительскую деятельность. Весной 1940 в честь 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского астраханские музыканты осуществили постановку оперы «Евгений Онегин»: в процессе подготовки спектакля на А.М. Мышкину и М.И. Иконицкую свалилась огромная нагрузка. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 Августа Михайловна много выступала в госпиталях, воинских частях; она одной из первых поддержала астраханский оперный коллектив и на общественных началах стала его концертмейстером. Будучи очень пытливым человеком, А.М. Мышкина постоянно совершенствовала свои знания. В канун Нового 1937 года Августа Михайловна отправилась на курсы повышения квалификации в Москву, а перед самым началом войны возила шестерых учеников на Общероссийский конкурс, в Сталинград. В ней всегда ощущалось стремление охватить, успеть, увидеть и услышать все новое.
В жизни Августа Михайловна была наделена яркими личностными качествами. В ее облике гармонично сочетались, казалось бы, несочетаемые элементы, принадлежавшие далекому прошлому и современности. В ее манере одеваться, в походке (из-за высокого роста чуть сутулилась) ощущался некий аристократизм, изысканная простота. В ее спокойной, лаконичной речи уживались выразительные и меткие определения, богатые метафоры и словечки нынешнего музыкального жаргона. А ее внимательный и чуть насмешливый взгляд, остроумные замечания и высказывания свидетельствовали о прекрасном чувстве юмора. Как и отец, она была альтруистом, обожала делать подарки, любила устраивать вечера для своих родных и учеников. Ежегодно 28 октября в день рождения Августы Михайловны шумная толпа её воспитанников являлась с поздравлениями к ней домой.
В уютном доме на улице Бебеля (теперь это улица Гилянская) царила гармония. Для тех, кто приходил сюда на уроки, каждое занятие превращалось в невиртуальное путешествие в девятнадцатый век. Атрибуты технического прогресса (телефон, радиоприемник, телевизор, холодильник) подчинялись особой домашней атмосфере. Юные пианисты музицировали на знаменитом мышкинском рояле в «окружении» музыкальных гениев: прямо перед глазами стоял небольшой бюст сурового Антона Рубинштейна (Августа Михайловна видела в нём внешнее сходство с директором училища В.К. Нечаевым); слева на стене среди множества фотографий выделялась цветная миниатюра, запечатлевшая молодого Шопена, который словно подбадривал начинающих музыкантов. У противоположной стены стоял большой шкаф, в нём хранились старые издания оперных клавиров и редких книг о музыке и музыкантах.
Руки Августы Михайловны достойны восхищения. Она была одарённой пианисткой, обладала особым туше. Ее звук производил огромное впечатление во время игры в ансамблях с певцами и с инструменталистами. Свою музыкальную карьеру А.М.Мышкина начинала в вокальном классе, аккомпанируя начинающим певцам, в числе которых была юная Маруся (весь мир знает ее как Марию Петровну Максакову-старшую). Много лет Августа Михайловна выступала в составе инструментального трио вместе с И.Л. Шошиной (скрипка) и А.Н. Тимкиным, которого впоследствии сменил Н.А. Самусенко (виолончель).
Её руки умели делать всё, в доме всегда царили уют и порядок, из столовой доносились вкусные ароматы. Она была непревзойденной кулинаркой. Её пирожки, жаркое или знаменитый астраханский паштет из сазана забыть невозможно. А в годы Великой Отечественной войны эти руки выполняли самую тяжелую работу. Ей приходилось рыть укрепления, разгружать обмундирование для военнослужащих, медикаменты и дрова для раненых и населения, убирать в госпитале и т.д. Она любила писать письма. Её почерк сохранился в письмах, на страницах личного дела. Четкие, упругие буквы выстраиваются в ровные фразы, которые, несмотря на малый промежуток между словами и строками, а также солидный возраст автора, читаются очень легко.
Она не терпела карьеристов, к наградам, как и к оценкам своих учеников, относилась по-философски. Она не была обласкана властью. Хотя в её архиве хранилось немало почетных грамот, Августа Михайловна особо ценила те, которыми отметили её деятельность в годы войны: почетную грамоту «За заслуги в области культурного шефства над Вооруженными силами СССР», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Память об Августе Михайловне сохраняют её ученики коллеги, родные и поклонники. Каждый из общавшихся с ней людей имеют собственное представление о замечательном человеке. Ученики А.М. Мышкиной считают себя единой семьёй. В концертном зале музыкального колледжа проходят творческие встречи, посвящённые значительным датам её биографии. Первая из них состоялась в 1974 году по случаю 70-летия со дня рождения и 50-летия творческой деятельности: прекрасного учителя поздравляли многочисленные воспитанники, а замечательные отечественные музыканты Мария Максакова (Москва), Натан Перельман (Ленинград), Семён Бендицкий (Саратов) откликнулись сердечными телеграммами. На творческих встречах 1998, 2003 и 2013 годов рассказы и воспоминания об этой редкой женщине и музыканте услышали современные студенты и молодежь. Знаменательно, что в год 115-летия Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского учреждён Региональный конкурс юных пианистов, который носит имя Августы Михайловны Мышкиной.
Кандидат искусствоведения,
лауреат международного конкурса,
лауреат премии им. Артура Каппа,
член Астраханского регионального
отделения Союза композиторов России
Наталия Калиниченко