Главная » Новости » Эскиз к творческому портрету Александра Рындина

Эскиз к творческому портрету Александра Рындина

Вопреки всему – пандемии, карантину, дистанционным формам общения – музыка звучит вокруг нас. Продолжаются очные занятия по специальным инструментам, репетируют вокалисты, из разных ресурсов прослушивают и просматривают музыкальные аудио и видеозаписи педагоги и студенты, возможны посещения (пусть даже с ограничениями и специальными установками) концертных мероприятий в филармонии и в театре оперы и балета. С перерывами продолжаются фестивальные концерты в Большом зале Астраханской государственной консерватории.
В программах IV Международного фестиваля современного искусства «Каспий – 2020/2021» неизменно значится имя Александра Рындина, астраханского композитора и музыковеда. Параллельно с педагогической деятельностью Александр Владимирович многие годы пишет музыку, которой щедро готов делиться со всеми желающими: вход на концерты современной музыки неизменно свободный.
Уже прозвучали «Второй русский ноктюрн», «Символ веры», «Ожидание долгой зимы», «Для домры и баяна». Мы поздравляем Александра Рындина с премьерами и ждем встречи с его новыми сочинениями.
Студенты нашего музыкального колледжа не остаются в стороне от происходящих событий, доказательство тому предлагаемая статья Ильдара Ишмаметова.

С. Севастьянова

 

Эскиз к творческому портрету Александра Рындина

 

Ноябрь вступает в свои права, обрывая последние листья ореха, разбрасывая их по холодным улицам. Много невысказанного в осени… Не ухватить словом, как ни старайся. Такая красота, неуловимая для наших речей, таится и в людях: отцах и матерях, мастерах и подмастерьях.

Когда разбираешь каталог произведений, интересно наблюдать за эволюцией вкусов и интереса к тем или иным жанрам. Цель этой заметки – составить хронологию творчества А.В. Рындина так, как это сделал бы пейзажист.

Многие знают Александра Владимировича как преподавателя сольфеджио, гармонии, полифонии и других музыкально-теоретических дисциплин Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, где он начал работать с 1986 года, но имя его часто встречается и на концертных афишах.

«Весна (1988 – 2010)»

С первого курса в Астраханской государственной консерватории А. В. Рындин занимался композицией у А. И. Блинова, который познакомил студента с музыкальным миром ХХ века. На первом авторском концерте начинающего автора в июне 1988 года прозвучали скрипичная соната ор. 1, прелюдия и фуга Es-dur ор. 2 и струнный квартет ор. 3, а также пьеса для кларнета, которая станет основой сонаты для кларнета соло op. 10.

Поездка в знаменитый Дом творчества композиторов в Иваново и знакомство с Б. С. Гецелевым, талантливым нижегородским композитором, дали Рындину нужный настрой. Его труд начал обретать систематичность, и в 1997 вновь прозвучал струнный квартет № 1, а также op. 10. Случались и более ранние сочинения, среди которых op. 3 и прошедшие редакцию «Две песни на стихи С. Есенина» для баритона и фортепиано op. 60.

Случился даже творческий опыт в области музыкального театра: в 2000 году была поставлена детская опера «Теремок». Неизвестно, будет ли написана когда-нибудь новая опера, но отрицать такую возможность не стоит.

Определяется круг любимых исполнительских составов: духовые дуэты, камерные ансамбли смешанных, струнных или деревянно-духовых инструментов, фортепиано и, конечно же, хор. Множество хоровых пьес обусловлено работой в качестве хориста Муниципального Камерного Хора «Лик»: аранжировка классических и эстрадных вокальных произведений, как например, обработка романса М. И. Глинки «Mio ben ricordati» для смешанного хора а cappella или переложение песни певца Стинга «Shape of my heart» для саксофона, фортепианного квинтета и смешанного хора. Слушатели, в том числе и студенты, неизменно отмечают мастерство композитора в области хоровой музыки. Направление его работы до 2005 года – это, главным образом, хоровые духовные произведения.     

«Весеннее» десятилетие полностью заслуживает свое название. Это время творческих исканий, благоухающих цветов, прилета птиц, готовящихся к новым песням.

После 2005 года стиль композитора начинает меняться: приближается «Лето». Краснодарское издание «Эоловы струны» выпускает одно из сравнительно больших культовых произведений композитора «Всенощное бдение» op. 23. А. Рындин уже более серьезен и лиричен. Им пишутся удивительные «Andante Amoroso» и «Эволюция ночи», романтический «Dum spiro spero», вокальный цикл «Прекрасная канатчица» на стихи Л. Лабэ, юмористическая сюита «По страницам детского журнала “Мурзилка”» для фортепиано в две и четыре руки.

Начинается поиск более интересных инструментальных составов, например, две флейты с оркестром в «Натирающей благовониями», поэма «Россия» для тенора, ударных, оркестра и двух фортепиано. Бóльшая смелость поисков проявляется, конечно же, в концепте и содержании. Яркости художественного образа уделяется основное внимание, что приводит к необходимости задавать музыке программность.

«Лето (2010 – 2018)»

С 2010 года А. Рындин пишет меньше, но качественнее, направляя свое внимание в область инструментальной музыки. В первую очередь это «Ultima ratio rei» («Последний довод королей») op. 90. 5 ноября 2018 года состоялась премьера этого сочинения за рубежом. В составе О. Скакуна (труба), С. Наумика (труба), Д. Фурсика (валторна), Ю. Ярового (тромбон), С. Лукьянчука (туба) брасс-квинтет исполнил это сочинение в Киевской музыкальной академии им. П. И. Чайковского.         

Хоровая музыка все чаще отходит от стандарта и начинает напоминать сценические зарисовки («Дочки-матери» для трех альтов и одного неиграющего, «Танец весны» для двух певиц и двух танцовщиц, «Made in Astrakhan, или подражание подражанию»).

Несмотря на то, что существуют совсем «пустые» годы, когда почти ничего не сочиняется, каждое произведение обретает свое лицо и представляет собой отдельный островок образов. Написаны «Русский квинтет-воспоминание», «Magistrum Verba» для фортепианного трио. «Проходных» вещей почти не бывает: «Кукушка», «Шквал» для контрабаса соло, Соната-монолог для фагота соло, «Аромат утренней росы» для тубы, ударных и альта – каждая из пьес привлекает поэтической свежестью.

Среди прочего, явно обозначены полифонические жанры, например, остинатные вариации (Sempre Ostinato), пассакалия (op. 86, op. 101 «Веселая пассакалия»), а также небольшие полифонические сюиты (op. 56, op. 85). Очевиден поиск синтеза современного музыкального языка, цитатности, применения кластеров, нестабильной тональности с барочными формами.

«Осень (2018 — …)»

Третий период творчества продолжается, начавшись совсем недавно. Важным результатом является «Второй русский ноктюрн» для фортепиано и струнного оркестра. Здесь наступает перерождение Рындина как лирика и образуется новый стиль, главным отличием которого является нахождение баланса, пока что очень хрупкого, между современным музыкальным языком и интонационной чистотой высказывания. Так или иначе, романтическая составляющая этого «Ноктюрна» обладает большей искренностью и непосредственностью, чем предыдущие инструментальные работы, за исключением, быть может, «Dum spiro spero».  

Заметим, что разница между хоровыми и инструментальными произведениями А.В. Рындина пока что очень велика. Появление в его творчестве «Второго русского ноктюрна» говорит о важном повороте в сторону более экономного и гармоничного использования музыкальных средств, что уже давно было сделано им, как хоровым мастером. 

Очевидно, в настоящее время композитор все больше ощущает необходимость выбора между инструментальной и хоровой музыкой. Обогащение хора оркестровыми красками, возможно, будет решением вполне закономерным. Время покажет…

 

И. Ишмаметов, студент IV курса отделения «Теория музыки»

Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского

 

Автор фото № 1 Анастасия Гузенко
Автор фото № 2 Александр Урманов
Автор фото № 3 Артём Морозов

 



« Назад
Движение первых
Осторожно, мошенники!
Антинаркотики
Народная дружина
Электронно-библиотечная система
Министерство культуры Астраханской области
Антитеррористическая защищенность
Телефон доверия
Культура. Гранты России