Главная » Новости » Лейла Манафовна Сулейманова творческий портрет

Лейла Манафовна Сулейманова творческий портрет

На протяжении всей нашей жизни случаются разные встречи, знакомства с людьми. Некоторые их них мимолетны, незначительны, какие-то хочется поскорее забыть. Но бывают особенные, что оставляют неизгладимый след, преображают жизнь. В моей жизни произошло такое событие, которое во многом изменило меня саму и мое видение мира.

В старших классах лицея после окончания музыкальной школы встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Я знала, что хочу продолжать заниматься фортепиано, и уже к тому времени знакомая мне лично по совместным органным концертам в католическом храме Наталья Борисовна Фомичева, талантливая исполнительница, инициатор движения по возрождению старинного астраханского органа, посоветовала поступать в музыкальные классы при Астраханской государственной консерватории. Как бывшая  студентка Лейлы Манафовны Сулеймановой, она, естественно, рекомендовала меня ей.

Заслуженная артистка России, профессор кафедры специального фортепиано Лейла Манафовна Сулейманова работает в Астраханской государственной консерватории  со дня ее основания. Мне захотелось написать свою работу именно об этом удивительном педагоге и человеке.

Она родилась 6 марта 1946 года в городе Баку в семье, где не было музыкантов (папа – журналист, переводчик, мама – домохозяйка). Об отсутствии музыкальных данных у главы семьи Лейла Манафовна шутит: «Если бы я пошла в него, мы бы с тобой не встретились никогда». Мама, напротив, обладала хорошим слухом, пела, в свое время играла в ансамбле на таре, национальном струнном щипковом инструменте. Вероятно, эти способности передались Лейле и стали заметны уже в детстве.

Окружение, в котором находилась будущая пианистка, также способствовало творческому развитию. Во дворе дома нередко случались музыкально-театральные представления, организованные детьми. Появление мальчика с аккордеоном и его сигнальные мотивы призывали зрителей – так представление начиналось. Не раз в постановке детского театра исполнялся «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина с «авторской» хореографией. Лейла исполняла роль ведущей, а ее подруга с «вечным насморком» гордо представляла  публике Марию. Кульминацией всего действия было убийство, совершенное Заремой, роль которой доставалась единственной девочке с хореографическими навыками.

На этой же «сцене» пелись романсы и песни. Особенно полюбились артистке «Матросские ночи», часто звучавшие в то время по радио. Эту песню она сама с удовольствием часто выводила. Еще одним необычным проявлением музыкального дарования стало подражание фортепианным концертам. Несмотря на то, что Лейла никогда не видела этот инструмент воочию и, возможно, даже не знала в тот момент о его существовании, девочка уже тогда пробовала (сама того не подозревая) как-то имитировать игру на нем.

В 7 лет Лейлу приняли в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Обучение на фортепиано поначалу не вызвало восторга. Хотелось «всего и сразу», а не «Петушка» играть (но к гаммам, в частности, в расходящемся виде, была особая любовь). Процесс обучения ускорялся, концертные выступления доставляли настоящее удовольствие. Страха сцены абсолютно не было. Может быть, поэтому рояль в руках гениальной пианистки и сейчас звучит так искренне и естественно.

С большой благодарностью Лейла Манафовна вспоминает своих школьных учителей, особенно преподавателя по теоретическим дисциплинам (сольфеджио,  музыкальная грамота) Арона Израиловича Гопенгауза. Именно он познакомил будущую пианистку с шедеврами мировой классики. Хорошо владея инструментом, Арон Израилович часто играл детям отрывки из произведений, входящих в репертуар профессиональных пианистов. Клавиры симфоний, опер, симфонических поэм – все было в руках педагога. Так Лейла впервые услышала прелюдию g-moll С.В. Рахманинова, фрагменты из знаменитой симфонической трилогии П.И.Чайковского (его симфонии-драмы). А.И. Гопенгауз задавал отрывки из произведений в диктантах, прививал навыки чтения с листа.

По настоятельной рекомендации преподавателя фортепиано Калантар Арусяк Анушевановны Лейла отправилась в Москву. Это решение для семьи Сулеймановых далось нелегко. Дом, родной город, друзья – все это пришлось оставить ради обучения в лучшем ВУЗе страны. Оказавшись в столице, 17-летняя Лейла поняла, что приехала на целый месяц раньше вступительных экзаменов. Лишенная желанной возможности заниматься из-за отсутствия свободного доступа к инструменту, юная пианистка терпеливо ждет. Скоро ее настигло другое разочарование – отсутствие любимой домашней кухни, когда столичной пищей стали «суп» (вода  с вермишелью) и консервы, которые на родине считали «ядом». Но утешительным призом были знакомства с замечательными людьми, а также с прекрасными центральными улицами, скверами и главными архитектурными памятниками Москвы. Успешно пройдя все испытания вступительных экзаменов (в зеленой, как оказалось, счастливой  юбке), она пополняет ряды юбилейного 100-го состава студентов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Так начинается новая глава в жизни талантливой пианистки. Уже в процессе обучения Лейлу ожидают новые проблемы: московский климат резко отличается от жаркого солнечного Баку, приходится самой решать все бытовые вопросы. Но творческая атмосфера, знакомство и общение со знаменитыми музыкантами помогали сгладить эти неприятности. На протяжении пяти лет обучения в консерватории Лейла не пропустила ни одного концерта Святослава Рихтера, которые проходили в Большом зале консерватории. Услышать Давида Ойстраха, Леонида Когана, Льва Оборина в живом исполнении нашему поколению, к великому сожалению, уже не представляется возможным. А вот студентам Московской консерватории того времени это было доступно! Они даже были очевидцами выступлений на конкурсе им. П.И. Чайковского.

В 1966 году Московская консерватория праздновала свое столетие и, конечно, эта дата не могла остаться незамеченной. Проводились торжественные мероприятия, многочисленные концерты, различные лекции, но больше всего юной студентке запомнился капустник в Центральном доме работников искусств, а точнее, номер с участием студентов струнного отделения, ныне известными людьми в мире музыки, Владимиром Спиваковым и Эдуардом Татевосяном. Этот дуэт – пародия на внезапно появившуюся «конкурсоманию» в то время. Изобразив отсутствие одной руки, музыканты по фамилиям Смогулия и Пройдулия делят одну скрипку на двоих, при этом исполняя сложнейшие пассажи и различные скрипичные трюки. Много лет спустя, Лейла Манафовна выступала с солистами ансамбля «Виртуозы Москвы», основателем, руководителем и главным дирижером которого и по сей день является Владимир Спиваков.

К слову, к участиям в любых конкурсах Лейла всегда относилась отрицательно, не понимая самой сути подобных соревнований, но на призыв принять участие в очередном концерте или фестивале всегда с радостью откликалась. В ряду таких мероприятий были частые выездные концерты на окраинах и в Подмосковье. Собирался заранее состав из студентов со всех отделений, и группа отправлялась в назначенное место, но каждому струннику, вокалисту и духовику требовался концертмейстер, поэтому пианист всегда был «нарасхват».

Об одной из поездок следующие воспоминания. По приезде первым делом артистов надо накормить. Вареный картофель, квашеная капуста, соленые огурцы, чай из самовара – для студентов невиданные яства, напоминание о родном доме. Все на миг забывают, зачем приехали, но лишь на миг. Через считанные минуты артисты выходят на сцену. Каждому Лейла аккомпанирует на фортепиано и, наконец, выходит с сольным номером. Звучит 18-я соната Бетховена. Финал. И вдруг (!) из-за кулис слышатся удары барабана. Поднимая глаза, пианистка видит широко улыбающегося виолончелиста, выступавшего с ней на этой же сцене несколькими минутами ранее. Публика в восторге! «Так и было задумано Бетховеном», – наверняка подумали многие из них, не зная, что это очередная студенческая шутка.

В концертмейстерском классе пианисты сотрудничают с исполнителями струнного, вокального и духового отделений (здесь и произошла встреча Лейлы Манафовны с ее будущим мужем, Ярославом Игоревичем Левицким). В классе камерного ансамбля профессора-кларнетиста Л.Михайлова Лейла приобрела столь необходимые для ансамблевого исполнительства навыки читки с листа и транспонирования. После такой практики «прочитать» «Любовь поэта» Шумана в нужном темпе не казалось чем-то невыполнимым!

После окончания консерватории по распределению Министерства культуры СССР Сулейманова была направлена в только что открывшуюся Астраханскую государственную консерваторию, совмещая педагогическо-исполнительскую деятельность с обучением в аспирантуре. С первого появления на сцене Большого зала музыкального ВУЗа Астрахани она сразу же привлекла внимание слушателей, профессионалов и любителей. Время от времени случались и выступления в концертных залах Москвы, Ленинграда,  Казани, Тамбова, Волгограда, Краснодара, Новороссийска, республик Северного Кавказа, Калмыкии, Украины, Азербайджана. В 1990-х годах дважды состоялись гастроли в Швеции как с сольными концертами, так и с участием ее мужа флейтиста Я.И. Левицкого (Заслуженный артист России, основатель флейтовой школы в Астрахани, в те годы он профессор кафедры духовых и ударных инструментов Астраханской консерватории).

«Пение» на рояле, необычайная кантиленность звука, тонкость звучания, самобытность и свобода художественных интерпретаций – все эти качества исполнительского мастерства Лейлы Манафовны отмечали все. Удивляет, насколько чувственным, но точным может быть звук, как оживают музыкальные фразы в руках гениальной исполнительницы!

Каково было изумление увидеть уже всем полюбившуюся пианистку за схожим по внешним признакам инструментам, но во многом отличающимся по способу извлечения звука – клавесином! Дружба с этим чудесным старинным инструментом родилась еще в студенчестве, но лишь с появлением его в 1971 году в Астраханской консерватории удалось подготовить программы, посвященные барочной музыке. Сочинения Фрескобальди, Люлли, Булля, Берда, Рамо, Куперена, Дакена, Ф.Э. Баха зазвучали под сводами органного зала. Получилось соединить клавесин с ансамблем флейтистов (Я. Левицкий, В. Бабаханян) и вокальным соло (Н. Тарасова).

Дуэт Л. Сулейманова – Я. Левицкий существовал больше сорока лет. Сочетание различных стилей и направлений в программах, умение слушать друг друга, вести полноправный диалог инструментов всегда отличало этот ансамбль, пользовавшийся неизменным успехом у публики. В 1993 году их творческий коллектив был отмечен на III Международном фестивале старинной музыки в Москве.

Знаковыми событиями стали и выступления с солистами ансамбля «Виртуозы Москвы», с флейтисткой из Великобритании Катариной Снейлинг, концерты фортепианного дуэта с участием Л. Сулеймановой и Л. Леонтьевой (Заслуженный деятель искусств Татарстана, профессор Астраханской консерватории), посвященные сочинениям В.А. Моцарта, И.С. Баха, Ф. Шуберта, Э. Грига. Звание «Заслуженный артист России», премия Регионального общественного фонда «Русское исполнительское искусство» – достойные награды музыканта-исполнителя.

Несмотря на такое количество почестей, Лейле Манафовне абсолютно чужда надменность и профессиональный апломб. По себе знаю, сколько времени (несколько лет) ей потребовалось для осторожного и бережного доведения моего пианистического аппарата до требуемой формы. Нет никакого «зажима», авторитарного прессинга в домашних условиях, напротив, бывает очень трогательно, когда во время уроков (в ее квартире кабинетный рояль старейшей немецкой фирмы Niendorf. Gebruder) к занятиям выказывают неподдельный интерес многочисленные питомцы, в какие-то моменты ласковые коты  (два ветерана «дворянской» породы: белый Лаврик и серый Петька) или «печатавшая» шаг утка, шуршавшая контрапунктом белочка, ухавший филин Филька.

Выпускники класса Л.М. Сулеймановой (а их более 200 специалистов), работают в различных учебных центрах нашей страны и за рубежом. Эти связи не прерываются. Те, что уехали далеко, звонят и пишут. Ближние наведываются в гости, приезжают пообщаться и проконсультироваться перед концертными выступлениями, обсудить программу и особенности интерпретации произведений. Жизнь продолжается.

 

Хамзина Лидия,

студентка IV курса отделения «Теория музыки»

 



« Назад
Движение первых
Осторожно, мошенники!
Антинаркотики
Народная дружина
Электронно-библиотечная система
Министерство культуры Астраханской области
Антитеррористическая защищенность
Телефон доверия
Культура. Гранты России