Главная » Новости » Опера в музыкальном театре и не только…

Опера в музыкальном театре и не только…

Конец календарного года оказался отмеченным многими музыкальными событиями, среди которых значатся не только концертные программы и театральные премьеры, но и музыковедческие форумы. Так, например, Российская академия музыки имени Гнесиных уже не в первый раз подготовила и провела Международную научную конференцию «Опера в музыкальном театре: история и современность». Подобные встречи, объединяющие заинтересованных проблемами динамичного музыкального жанра, проходят раз в два года.

Для Пятой Международной конференции было заявлено сто пятьдесят три выступления, которые было невозможно прослушать за пять дней «без купюр». Понимая сложившуюся «аншлаговую» ситуацию, организаторы оперного марафона скомпоновали выступления участников в секции, работавшие параллельно в разных аудиториях: гостиной дома Шуваловых, конференц-зале РАМ имени Гнесиных и в 26-й учебной аудитории.

На средства Президентского гранта столичный ВУЗ оперативно смог обновить оборудование (аудио, видео и фото), которое буквально в первый же день мероприятия приходилось опробовать и настраивать, тем более что зарубежные участники из Австрии, Италии, Испании, Канады, Норвегии, Польши, Сингапура, США, Франции и Швейцарии избрали форму дистанционных выступлений. Астрахань, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Краснодар, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Петрозаводск, Ростов, Саратов, Санкт-Петербург и Череповец – география российского представительства.

Временами, особенно когда звучала речь иностранцев, реально не доставало синхронного перевода. Выправить предвидимую ситуацию были призваны заблаговременно напечатанные тезисы, лаконичность которых, однако, только указывала основные направления работ. Симпозиум обозначил разнообразные ракурсы исследований: опера как синтетический жанр; музыка в драматическом театре; национальные оперные школы; старинная опера; опера на сцене; опера в социокультурном контексте; музыкальный театр в XIX веке; либретто оперы и ее литературные источники; многоликий ХХ век; Игорь Стравинский и музыкальный театр; певец в опере; декорационное искусство и сценография; новые открытия и оценки отечественной оперы; новейшие тенденции в музыкальном театре ХХI века; современная опера в поисках жанра; региональный музыкальный театр.

Сгенерированные научные ресурсы впечатляли. Государственный институт искусствознания, Московская, Санкт-Петербургская, Петрозаводская, Новосибирская, Казанская консерватории, музей-заповедник Чайковского в Клину, Российский национальный музей музыки, Университет музыки и театра Граца, Университет Ка′ Фоскари (Венеция), Университет Калгари (Канада) и другие центры показали свои наработки. Современное отечественное музыковедение представляли мэтры: И.П. Сусидко, П.В. Луцкер, Л.В. Кириллина, Т.В. Цареградская, Р.А. Насонов,  Л.В. Гаврилова, Л.А. Купец, Н.И. Енукидзе, Л.Л. Гервер, А.В. Денисов, И.С. Стогний и не только.

Можно ли считать театральные постановки, в которых принимал участие Леонардо да Винчи предформами оперы? Сколько фактических редакций оперы Мусоргского «Борис Годунов» существует? Является ли «Орфей» Глюка реформированной opera-seria? Почему «Севильский цирюльник» встал «дыбом»? «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова – историческая опера? «Жизнь за царя» М.И. Глинки в школьных учебниках сегодня – это уроки «музыкального патриотизма»? Здесь есть над чем поразмышлять…

Собственный сюжет был предложен с интригой. Тема «Итальянцы в Астрахани: страницы из истории оперы» была развернута в краеведческом ракурсе. В докладе обозначился не только репертуарный список театральных афиш, связанный с сочинениями Россини, Верди, Пуччини, Леокавалло, но и различные исторические этапы бытования оперного театра в нашем городе, включая гастрольные формы антрепризы, самодеятельные образования и собственно современный официальный коллектив, имеющий статус государственного.

Известно, что в начале 1870-х годов в Астрахани существовал увеселительный сад Гаверловского, где выступала итальянская опера. До революции 1917 года такие гастроли были реальностью. Так, в рапорте астраханскому губернатору от полицмейстера Никитского сообщается об артистах итальянской труппы, гастролировавшей в нашем городе в 1899 году, представленном ими репертуаре и выплаченном гонораре. Отмеченные полицмейстером Никитским артисты оперной труппы Фьорине Франчелло Кастельфано выступали с 19 апреля по 1 мая 1899 года на сцене театра наследников Плотникова (драматический театр сегодня).

К году театра в России Государственный архив Астраханской области для всеобщего обозрения разместил в Интернете выставку документов «Из истории астраханской театральной жизни». Знакомство с этими материалами помогает представить конкретные моменты, связанные со строительством зданий и репертуарной политикой: это рукописные прошения, договоры, выписки из протоколов, донесения и отчеты, афиши, фотографии, театральные программки, статьи из периодических изданий.

Волнующий многих вопрос, как выживает астраханский оперный театр в непростых современных условиях, был ожидаемым и варьировано часто звучащим для многих выступавших.

Было бы глупо (даже в условиях цейтнота) не воспользоваться возможностью набраться столичных впечатлений, тогда как многие музеи и выставочные залы в отдельные дни работают до 21.00. Буквально в нескольких шагах от Гнесинки расположен единственный сохранившийся в Москве дом-музей Чайковского (все остальные попали под снос во времена многочисленных столичных перепланировок).

Музыка «Вальса цветов» встречает посетителей уже у входа. В современной экспозиции можно увидеть раскрытые страницы принадлежавших композитору писем, «Евангелия от Матфея», рукописи партитур «Лебединого озера», «Евгения Онегина», «Патетической симфонии», визитные карточки музыканта, ту самую челесту, что он привез из Франции для «Щелкунчика».

Надстроенный третий этаж (как ответила на мой вопрос душевная смотрительница, раньше там было небо) стал концертно-выставочным залом. Собранные в нем «мгновения танца» известного балетного фотографа Нины Аловерт (Россия – США) будут демонстрироваться до Нового года.

На противоположной стороне площади меня поджидал дом-музей Шаляпина. Приглушенный голос певца в ночном саду, звуки элегий Массне и Рахманинова в залах создавали романтичную атмосферу. В каждой комнате на ламинированном листе формата А4 предлагается сопроводительный высоко художественный (временами остроумный) текст, вполне заменяющий комментарий экскурсовода. Уютная обстановка богатого особняка – собрание бесценных раритетов. Это и покрытое расписной эмалью керамическое блюдо (свадебный подарок Врубеля), серебряная чаша с выразительной надписью «Малые люди Федору Шаляпину: Выпей за наше здоровье, мы за твое пили», большой концертный рояль, преподнесенный кумиру-артисту благодарной московской публикой, балетное платье жены-балерины Иолы Торнаги, театральные костюмы Шаляпина, живописные полотна Левитана, Серова, Коровина и не только.

Временная выставка «Федор Шаляпин – Константин Коровин. История одной дружбы» разместилась во второй половине здания. Общие профессиональные интересы (работа в театре), сходные увлечения (рыбалка и охота), похожая судьба (эмиграция и смерть в чужой стране) роднят их обоих. Декорации к операм в театре Мамонтова, проекты костюмов, созданные выдающимся художником для великого певца, фотографии в часы досуга дополняются выразительным документальным фильмом о печальной судьбе последних лет жизни Константина Коровина.

Мрачные демоны Врубеля, взирающие с разных сторон на сумевших добраться в новое здание Третьяковки, рисунки, сделанные художником уже в стенах дома для душевно больных, фрески, майолика, красочный камин и масляная живопись (300 произведений из 14 отечественных и зарубежных музеев) заняли целых три этажа.

Камерное пространство одного из настоятельно рекомендуемых новых московских культурных центров – Музей русского импрессионизма – убеждает основной экспозицией и двумя выставками «Другие берега. Русское искусство в США. 1924» в самобытности этого художественного феномена. Неожиданным сюрпризом стал миниатюрный «Натюрморт» К. Сомова из рахманиновской коллекции: частный коллекционер, предоставивший красочную работу для выставки, пожелал остаться неизвестным. На картине «Зимний сон» А. Васнецова, выбранной для музейного буклета, даже в сжатом формате снег переливается и искрится самыми удивительными оттенками. Напротив, «Аптекарский огород», заложенный Петром I, – он же Ботанический сад (один из) своим парниковым эффектом, специально поддерживаемым для тропической растительности, вызывал сомнения в реальности зимы. Но она все-таки была зимняя Москва с дождем, мокрым снегом и ветрами, «дистанциями огромного размера», как сказал поэт, и карнавалом оперы в Российской академии музыки имени Гнесиных.

С. Севастьянова (текст, фото)

 



« Назад
Движение первых
Осторожно, мошенники!
Антинаркотики
Народная дружина
Электронно-библиотечная система
Министерство культуры Астраханской области
Антитеррористическая защищенность
Телефон доверия