✒ «Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия… воспоминаний»
(С.В. Рахманинов)
◽ Творчество великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова является ярким примером того, какой отпечаток в душе творца оставляет Родина.
🎶 Старинные песни и кантаты в исполнении его бабушки С.А. Бутаковой, звуки пастушьей жалейки, церковное пение, звон колоколов храма Феодора Стратилата и новгородского Софийского собора, а также картины русской природы, которую он часто наблюдал в Ивановке, нашли отражение в его сочинениях.
🎼 Только будучи в России, композитор сочинял с воодушевлением. За 25 лет пребывания на Родине, он сочинил больше произведений (3 концерта, 3 оперы, 2 симфонии, 80 романсов, поэмы «Колокола» и «Остров мертвых», «Литургию св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и многие другие), нежели в эмиграции (6 произведений, причем 4 были начаты еще в России).
✒ «Я русский композитор, – говорил о себе Рахманинов, – моя Родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка – детище моего темперамента, поэтому она – русская».
◽ В эмиграции композитор всеми силами продолжал помогать своей Родине. Известно более 2000 адресов, по которым Рахманинов отправлял материальную помощь и продуктовые посылки. Среди них поэты К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, писатели М.А. Чехов, А.И. Куприн, художники Б.Д. Григорьев, К.А. Сомов, композиторы и музыканты А.К. Глазунов, А.И. Зилоти, Н.К. Метнер и многие другие…
◽ О масштабах помощи, которую оказывал Рахманинов, знал только очень узкий круг лиц. Для всех остальных он мог показаться внешне замкнутым и немногословным человеком, но его поступки, как и его творчество говорили сами за себя: Рахманинов был человеком с большой отзывчивой РУССКОЙ душой и золотым сердцем.
✒ «Рахманинов – огромное богатство. В его творчестве есть дух Православия, есть сила Воскресения, Россия, доброта, милостивый взгляд на мир, память о вечности».
(японский пианист С. Цучида)